22 нояб. 2015 г.

Дидактический материал на уроках информатики в начальной школе

Дидактический материал на уроках информатики
в начальной школе

Результат учебно-воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько он обеспечен разнообразными средствами обучения.

Трудно представить себе современного учителя, не использующего в своей практике других дополнительных пособий, кроме учебника. Учитель, заинтересованный в успешном усвоении материала учащимися, постарается максимально обогатить урок, используя разнообразные средства, тем самым усилив наглядность излагаемого материала. Разумеется, этому легко найти объяснение. Думаю, довольно сложно оспорить тот факт, что наглядность в обучении занимает далеко не последнее место. Однако дидактический принцип наглядности, являющийся ведущим в обучении, следует понимать несколько шире, нежели просто возможность зрительного восприятия.
Оказывая воздействие на органы чувств, средства наглядности обеспечивают более полное формирование образа или понятия, что ведет к более прочному усвоению знаний. Наглядность способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к получаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, учащиеся убеждаются в достоверности тех процессов и явлений, о которых узнают от учителя. А уверенность в истинности полученных сведений ведут к осознанности и прочности знаний. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.
Использование наглядности при обучении детей младшего школьного возраста является необходимым фактором, поскольку соответствует уровню их восприятия и мышления.
Сказанное выше не является научным открытием, однако применительно к предмету информатики наблюдается практически полное отсутствие фабрично изготовленного наглядного учебного оборудования.
В подобном случае особое место в учебном-воспитательном процессе школьников занимают самодельные учебные пособия.
В качестве самодельной наглядности я предлагаю материал, поддерживающий программу по информатике в начальной школе, основанную на применении в обучении ПМК Роботландия.
С уважением,Зигле Елена Ивановна,учитель информатики школы 78 г. Челябинска,старший методист учебно-методического центра "НИТ в школе",E-mail: *****@ Адрес в Интернете: http://scholar. urc. *****/Teachers/methodics/robotlan/

Aлгоритм "КОНИ"

Алгоритм "КОНИ", на мой взгляд, следует рассматривать после прохождения темы "Координатная плоскость", когда учащиеся способны самостоятельно определять координаты клетки.
Изготовление дидактического материала, необходимого при решении данной задачи, (описание см. ниже) способствует развитию мелкой моторики.

Кодирование информации

При работе над темой "Информация" наибольший интерес учащихся вызывают задания, связанные с кодированием. Разумеется, в начальной школе нет смысла говорить, к примеру, о двоичном кодировании информации, но привести пример шифрования текста, я думаю, можно и нужно. Учащимся будет интересно не только составить свой "алфавит" кодировки, но и расшифровать заданный текст, используя алфавит, предложенный учителем (см. пример).
В качестве задания можно предложить разгадывание загадок типа:

Координатная решетка

Учащиеся начальной школы довольно неплохо усваивают понятия, связанные с координатной решеткой и координатной плоскостью. Введение этих понятий, на мой взгляд, необходимо, по меньшей мере, наличием в ПМК "Роботландия" программ "Морской бой" и "Кони".
Вопрос лишь в том, как изложить этот материал в доступной форме.
В начале знакомства с понятием "координата" я предлагаю ребятам различные задания, как то:
В клетках координатной плоскости размером 4 * 4 размещены цветы; при этом координаты клеток даны в буквенно-цифровой форме. (см. рис.)
Задание можно начать, к примеру, следующим образом:

"Представьте себе, что вы - пчелки. Летая в поисках сладкого нектара вы обнаружили странное поле. Поле, где все цветы cмешались. На нем растут и полевые цветы, и садовые, встречаются даже лесные. Вкусы пчелок различны, значит различны и цветы, которые они выберут для будущего меда..."
Далее начинается работа "по вариантам":
    "Облети все полевые цветы" "Собери нектар только с красных цветов"
и т. д.
Выполнить задачу - значит назвать координаты клеток, в которых находятся "нужные" цветы.
При работе над данной темой, помимо прочего материала, при отработке понятия координат хорошую помощь могут оказать "координатные" сказки.
В тексте сказки пропускается ряд слов; вместо них указываются координаты картинок на заранее подготовленной координатной решетке, названия которых соответствуют пропущенным словам (см. пример).




Кораблик

Пошли гулять (2,2), (3,1), (1,2), (1,3) и (3,3).
Пришли они на (2,1).
- Давайте купаться! - сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся Лягушонок. - Куда же вы годитесь! - И стал так хохотать - чуть было не захлебнулся.
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали - думали и придумали.
Пошел Цыпленок и принес (3,2). Мышонок - ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок - веревочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили (1,1).
Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воду высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл... И не догонишь!
Наиболее оптимальный размер координатной плоскости при работе со сказками - 10 * 10. Плоскость, содержащая 100 картинок, может "уместить" до пятнадцати - двадцати сказок и предполагает их дифференцирование по уровню сложности (в зависимости от количества пропущенных слов и координат клеток с соответствующими им картинками).
Карточки, типа тoй, что предложенна ниже, могут использоваться различным способом. Вот некоторые из них:
    Копирование изображения Построение изображения по заданным точкам Определение координат "контрольных" точекГрафический "диктант":

Прежде, разумеется, следует пояснить, что координату точки на координатной решетке следует ставить, к примеру, в центре клетки.
Не стоит думать, что знакомство учащихся с координатной решеткойвпоследствии усложняет процесс усвоения ими понятия координаты точки на координатной плоскости. На самом деле, младшие школьники довольно быстро свыкаются с этой заменой.

"Музыкальные" ребусы.

Незнакомство большинства учащихся с основами музыкальной грамотности не должно мешать работе с музыкальным редактором. На первом этапе работы с редактором целесообразно, на мой взгляд, использовать некие карточки-консультанты , а при проверке усвоения материала (в частности, названия нот) использовать "музыкальные" ребусы. Некоторые из тех, что я использую на уроках, предложены ниже:

Карточка-консультант

Данную карточку целесообразно использовать на первых уроках, связанных с изучением музыкального редактора "Шарманщик", когда происходит общее знакомство с основами музыкальной грамотности.
Карточка интересна тем, что фрагменты, обведенные на рисунке серой рамкой, есть ни что иное, как изображения, размещенные поверх основного листа и подкленные к нему таким образом, что при необходимости могут свободно отгибаться.
Обезьянка шла до-мой,
С ветки скок на ветку.
Увидал барсук хромой ре-звую соседку.
Эх, ре-шил тогда барсук, трусость пе-ре-си-ля,
Ухвачусь – ка я за сук, зря меня учили?
Но такая уж была барсукова до-ля,
Что упал он со ствола, за-ре-вев от боли.
Долго ныл и слезы лил бедный от бес-си-лия,
Что на 5 минут забыл как его фа-ми-лия.
ОТВЕТЫ:
1. ре – бусы
2. до – рога
3. ст – ре – коза
4. сто – ля – р(ак)