11 дек. 2015 г.

Электронные образовательные ресурсы на уроках информатики

Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения.
Современный урок — урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. Учителя задают себе вопросы: «Что влияет на «современность» урока? На мастерство педагога? Какова совокупность методических приемов? Наличие технических средств обучения? Вообще, каким он должен быть?» Можно перечислять до бесконечности. Но, прежде стоит ответить на вопросы: «Какой он, современный урок в действительности? И какой, собственно, нужен сегодняшним школьникам?»
Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти годы лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени. Таким образом, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель.
Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку: современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - сказал ещё в начале XX века писатель-реалист М. Горький. Эти слова классика звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие техники идёт семимильными шагами.
Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить детей учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. Чтобы школа не проиграла в соревновании с широкой доступностью услуг Интернета, необходимо с максимально большей пользой для ребенка использовать возможности этого столь привлекательного для современных школьников ресурса.
К тому же, это достаточно мощный рычаг, повышающий мотивацию учебной деятельности ребёнка, который в мире компьютеров давно чувствует себя как дома.
ЭОР – это учебное средство, ориентированное на достижение следующих целей:
  • предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа;
  • осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии;
  • контроль за результатами обучения и продвижения в учении;
  • автоматизация процессов информационно-методического обеспечения и учебно-воспитательного.
Необходимость использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) сегодня очевидна многим, потому что они:
  • позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
  • способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;
  • повышают интерес к урокам;
  • активизируют познавательную деятельность учащихся;
  • развивают творческий потенциал учащихся;
  • осовременивают урок.
ЭОР может использоваться на всех этапах обучения:
- при объяснении нового материала;
- закреплении;
- повторении;
- контроле знаний, умений и навыков.
Основные образовательные возможности ЭОР:
  • Объективность контроля.
  • Возможности индивидуализации процесса обучения.
  • Возможности использования для решения различных образовательных задач (на любых типах урока, во внеурочной деятельности, в рамках применения различных педагогических технологий).
  • Возможность сочетания методических приемов.
  • Разнообразие видов деятельности обучаемых.
Преимущества использования ЭОР по сравнению с традиционными средствами обучения.
  • Учет особенностей восприятия современных детей и подростков.
  • Использование технических возможностей, обеспечивающих наглядность (мультимедийность).
  • Быстрота и экономия времени на отбор, разработку и использование дидактических средств.
  • Оперативность при отработке навыков, контроле, организации самостоятельной работы (эффективность ЭОР)
Урок информатики, как ни один другой в школе, подразумевает использование электронных образовательных ресурсов.
На сегодняшний день различные ЭОРы предлагают много педагогов, как преподающих информатику, так и педагоги-методисты. Сеть Интернет изобилует всевозможными ресурсами, и задача учителя – отобрать качественный материал.
Основные риски при применении ЭОР на уроках
  • Наличие некачественных ЭОР.
  • Увлечение использованием ЭОР в ущерб образовательным задачам как самоцелью, а не эффективным средством организации деятельности ученика (например, нерациональное использование времени урока).
  • Неготовность учителя к сочетанию различных приемов, гибкому и вариативному использованию ЭОР.
  • Недостаточные технические возможности школы.
Условия реализации:
  • Понимание преимущества использования ЭОР наряду с традиционными средствами обучения для организации учебной деятельности обучающихся.
  • Высокий уровень профессионального саморазвития и творчества педагога.
  • Владение навыками анализа образовательного потенциала, критического и методического анализа образовательных возможностей ЭОР.
  • Владение средствами ИКТ (ИКТ-компетентность)
  • Понимание и предотвращение возможных рисков
В результате использование ЭОР на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному изучению учебного материала. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет учителю экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее, и, как следствие, повышает уровень обученности учащихся.
Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.
На уроке можно использовать интерактивные таблицы, схемы; они помогают систематизировать изученный материал. С помощью таблиц дети учатся анализировать информацию, делать выводы и обобщения, схематично представлять изучаемый материал. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. На этапах повторения и закрепления материала используются интерактивные тесты. Электронные учебные модули (информационные, практические, контролирующие) дают очень большие возможности для развития творческих способностей детей.
ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и требует высокого уровня методической подготовленности.
(демонстрация ЭОР)
В начальных классах автором Матвеевой предлагается набор ЭОР для сопровождения урока либо на диске, либо электронный вариант, который можно скачать через Интернет. Ранее через Интернет ею предлагалась бета-версия ЭОР с набором рабочей тетради, контрольных работ, учебными презентациями, тренажерами клавиатуры и мыши.
Много учителей информатики предлагают свои ЭОРы. Например, на сайте Лаборатории знаний БИНОМ в разделе Информатика – Электронные ресурсы, имеются материалы для 5, 7 класса, которыми я пользуюсь практически каждый урок.
 
Здесь же приведет список электронных ресурсов, размещенных в сети Интернет.
Систематическая проверка знаний большого числа учеников привела учителя информатики Тарасова Дмитрия к необходимости создания компьютерной программы по проверке знаний учащихся. Ведь компьютерная проверка знаний намного точнее и быстрее, чем бланочное, позволяет охватить больший объем содержания, быстро определить результаты усвоения материала. Помимо этого весьма активно проверяется способность логического мышления школьников.
При этом ученик узнаёт предварительные результаты сразу по окончанию работы. Учащиеся самостоятельно могут проверить свои знания с помощью компьютера, увидеть количество правильных ответов, а также полученную отметку. Кроме того, компьютер гарантирует объективность и конфиденциальность.
Программа, которую предлагает Тарасов Дмитрий, позволяет:
· охватить достаточно большой объём содержания;
· более правильно и рационально использовать время урока;
· быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;
· сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;
· проводить одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку, дисциплинирует их;
· преодолеть субъективизм выставления оценок;
· индивидуализировать работу с учениками: сильным учащимся - заниматься, опережая группу с расширением знаний, а слабым - освоить обязательный минимум в приемлемом для них темпе;
· развивать у детей добросовестность и аккуратность.
· повысить интерес к предмету.
Главным достоинством работы с данной программы является то, что она позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика.
Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности.
Программа очень проста в освоении, ученику просто надо уметь нажимать на кнопки с помощью мышки и набирать текст. Даже, если ваши дети не работали с программой такого типа в 5-м классе, то они всё равно освоят её за пару минут.
С помощью этой программы можно организовать закрепление, повторение материала, проводить контроль знаний. Можно организовать зачётный урок, по нескольким урокам, раздав номера заданий, которые ученики должны будут выполнить.
Для увеличения наглядности в некоторых заданиях используются созданные специально к этому проекту картинки.
На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, и тесты, содержащиеся на дисках, они помогают систематизировать изученный материал. Преимущество электронных тестов в высокой степени интерактивности: они контролируют уровень знаний, и в случае необходимости помогают вспомнить правило.
Что нового дают ЭОР учащемуся?
Прежде всего – возможность действительно научиться.
Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул. Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать домашнее задание полноценным. С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Нельзя рассматривать ЭОР только как новые образовательные возможности. У учеников появляется возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Именно образовательный процесс, с применением ЭОР, изменяет школьника. Результаты процесса выражены в достижениях (учебных и личностных) ученика. Прежде всего, происходит не процесс приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и навыков. Именно на такой результат и должны быть ориентированы уроки с применением ЭОРов.
Что дают ЭОР учителю?
  • Растет авторитет учителя и в классе, и среди коллег.
  • Использование ЭОР на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.
  • Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.
  • Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее.
  • Использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся.
В ФГОС II поколения особая роль отводится личностным образовательным результатам выпускника. ЭОР на уроках помогают формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, активность, самостоятельность, духовность и нравственные ориентиры.
Таким образом, активное использование ЭОР приводит к изменению в содержания образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Вывод один – нужно не стоять на месте, а совершенствовать свои приемы и методы, и тогда мы достигнем успеха в своей профессиональной деятельности.
Достоинств у ЭОРов масса. Главное разумно использовать их с пользой для каждого ученика. А для этого нужно научиться «отделять зёрна от плевел», т.е. критично подходить к отбору ЭОРов, которые в большом количестве предлагаются учителю и на прилавках магазинов, и в сети ИНТЕРНЕТ.